- Давайте вспомним, чем заканчивается сказка? (Просмотр фрагмента мультфильма. )
-Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? (Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках "добро побеждает зло", так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за ее самодурство и жадность).
- В чем главная мысль сказки?
- Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку "Сказка о рыбаке и рыбке", а о старухе ни слова, ведь она тоже главный герой сказки? (Доброта, верность обещанному слову, щедрость – вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед за ним и А.С.Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки.)
- И самый последний мой вопрос такой: «А что бы вы посоветовали старухе?». Напишите дома свое короткое пожелание для нее.
Такое творческое домашнее задание поможет детям еще глубже оценить характер старухи и не только осудить, но может быть, пожалеть ее, поразмышлять о добре и зле, о любви и ненависти, о нормах поведения и взаимоотношениях людей.
Подобная система вопросов используется мною практически на каждом уроке чтения (за исключением чтения лирических стихотворений) и позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, так как учебные и нравственные знания приходят к детям не в готовом виде, а в процессе диалога.
Для более глубокого проникновения в образ героя литературного произведения, в его внутренний мир я довольно часто использую на уроке чтения элементы театрализации, в частности, инсценирование. Театр – это всегда игра. А игра для младшего школьника, как известно, – еще остается основным видом деятельности, хотя и вытесняется постепенно деятельностью учебной. Поэтому инсценирование воспринимается детьми как игра в понравившееся словесное произведение. Инсценируя, ученик-актер учится смотреть на мир чужими глазами, открывает для себя существование иной, отличной от его собственной, точки зрения, получает возможность через свои ощущения представить характер героя. С большим энтузиазмом мои ученики, начиная с первого класса, разыгрывают небольшие отрывки из фольклорных сказок, басни, сюжетные стихотворения. Главное – произведение должно быть интересным самим детям, они должны захотеть в него играть. Примерами произведений, на сюжете которых я использовала инсценирование, являются следующие: В. Драгунский «Кот в сапогах», С. Маршак «Сказка про козла», Б. Заходер «Вредный кот», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», С. Козлов «Снежный цветок», С. Маршак "Двенадцать месяцев".
К инсценировке детей обязательно готовлю, давая им возможность войти в произведение, сжиться с ним и со своей ролью. Подготовка, как правило, проходит с помощью таких "универсальных" вопросов:
- Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему выбрана именно эта роль?
- Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого хотите исполнить?
- Каким вы представляете себе его внешность, манеру держаться говорить?
- В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет? Какой вы представляете себе его прошлую жизнь? Каковы его отношения с другими персонажами? К чему он стремиться, чего хочет достичь?
- В каких сценах, судя по всему, ваш персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать друг другу это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств при исполнении?
- Если ваш персонаж изменяется в ходе действия пьесы, как он это делает и почему?
- Как следует передать особенности этого героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
Затем начинаем работать «на сцене»: коллективно решаем, как расположить героев в начале действия и почему именно так; как должны двигаться персонажи; к кому обращаться со словами, как должны участники сцены реагировать на происходящее. И все время ищем пластические решения: позы, повороты, жесты. Показывая свой небольшой спектакль, ребенок раскрепощается, развивается духовно и одновременно проживает события, описанные в произведении, извлекает для себя нравственный урок. А еще хочется отметить: во-первых, что дети с восторгом относятся к такого вида работе, а во-вторых, инсценирование - это не что иное, как обучение и воспитание в деятельности.
Огромным потенциалом в плане формирования нравственно-этических норм и ценностей обладают и другие учебные предметы. На уроках русского языка воспитываю толерантность, особое, бережное отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, учу решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения. Особое место на уроке русского языка занимает работа с пословицами и поговорками. Я использую их ежедневно на этапе чистописания, при словарной работе, при отработке орфографических навыков. Обязательно устно объясняем смысл каждой пословицы, а дети пробуют соотносить пословицы с реальными жизненными историями. Также часто использую тексты духовно-нравственного содержания, а также о природе. Тексты и отрывки из них включаются в упражнения, способствующие закреплению нового материала, выработке умений и навыков грамотного письма. На основе этих текстов провожу этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам, к членам семьи.
На уроках окружающего мира работаем по трем направлениям: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Чтобы показать связи между познанием природы и социальной жизни, использую тексты художественной литературы, при чтении которых ребенок осознает необходимость выполнения правил поведения в природе, получает начальные навыки экологической культуры. Высказывая свое мнение по теме урока или, участвуя в обсуждении конкретной ситуации, дети подходят к пониманию себя, как индивидуальности, осознают возможность изменять себя, усваивают конкретные правила поведения в семье, в школе, в окружающем социуме.